Меню сайта

Указ Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".  (ссылка)

Функциональная грамотность школьников как актуальный результат образования (ссылка)

Региональная инновационная площадка (ссылка)

Нормативные документы

Федеральный уровень

1. Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019 № 219 "Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся" (ссылка)

2. Письмо Министерства просвещения РФ от 12.09.2019 № ТС-2176/04 "О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся" (ссылка)

3. Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 №04-238 "Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности" (ссылка)

4. Письмо Минпросвещения от 14.09.2021 № 03-1510 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности" (ссылка)

5. Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 "О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности" (ссылка)

Региональный  уровень

1. Приказ департамента образования Ярославской области от 31.12.2019 № 490/01-03 «Об утверждении Положения о системе оценки качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций Ярославской области» (ссылка)

2. Приказ департамента образования Ярославской области от 23.03.2020 № 107/01-04 "Об утверждении Положения об обеспечении объективности процедур оценки качества образования и показателей объективности процедур оценки качества образования и всероссийской олимпиады школьников в Ярославской области" (ссылка)

3. Приказ ГУ ЯО ЦОиККО от 30.03.2021 № 38/01-02 «Об утверждении Положения о работе экспертов по разработке оценочных инструментов для проведения независимой оценки качества подготовки обучающихся» (ссылка)

4. Независимая оценка качества образования на региональном уровне (ссылка)

5. Приказ ДО ЯО от 17.09.2021 № 282/01-03 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности" (ссылка)

6. План мероприятий Ярославской области по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся (дорожная карта) на 2022-2023 (ссылка)

7. Региональный план мероприятий (дорожная карта), направленных на реализацию обновленных ФГОС, на формирование и оценку функциональной грамотности в общеобразовательных организациях Ярославской области в 2023/2024 учебном году (ссылка)

Муниципальный уровень

1. Приказ ДО мэрии г. Ярославль от 26.11.2021 № 01-051088 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности" (ссылка)

2. Приказ ДО  мэрии г. Ярославль от 21.12.2021 № 01-05/1168 "О внесении изменений в приказ департамента образования мэрии города Ярославля от 26.11.2021 № 01-05/1088 (ссылка)

3. Приказ ДО мэрии г. Ярославля № 01-05/75 от 26.01.2022 " О внесении изменений в приказ департамента образования мэрии города Ярославля от 26.11.2021 № 01-05/1088". (ссылка)

4. Приказ ДО мэрии г. Ярославль от 26.11.2021 № 01-051088 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности" (в редакции приказов ДО мэрии г. Ярославля от 21.12.2021 № 01-05/1168, от 26.01.2022 № 01-05/75) (ссылка)

 5. Приказ ДО мэрии г. Ярославль от 11.11.2022 № 01-05/1088 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности". Муниципальный план мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций города Ярославля (дорожная карта) на 2022-2023 (ссылка)

6. Муниципальный план мероприятий (дорожная карта), направленных на реализацию обновленных ФГОС, на формирование и оценку функциональной грамотности в общеобразовательных организациях города Ярославля в 2024 году (ссылка)

Локальные акты школы

1. Приказ № 01/10-47 от 14.01.2022 "О внесении изменений в приказ средней школы № 28 от 15.12.2021 № 01/10-266" (ссылка)

2. План мероприятий, направленных на ФФГ обучающихся в 2021-2022 учебном году (ссылка);  

3. Приказ "Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся на 2022-2023 учебный год.«Формирование функциональной грамотности школьников средствами феномен – ориентированного подхода» в рамках регионального проекта «Комплекс мер по формированию функциональной грамотности школьников" (ссылка).

4. Информация для родителей (ссылка)

5. Информационные ресурсы по формированию функциональной грамотности (ссылка)

6. Вопросы введения обновленных ФГОС и формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся (ссылка)

7. План мероприятий, направленных на ФФГ обучающихся в 2022-2023 учебном году (ссылка)

8. Приказ о внесении изменений в план мероприятий, направленных на ФФГ обучающихся в 2022-2023 учебном году (ссылка)

9. План мероприятий, направленных на ФФГ обучающихся в 2022-2023 учебном году (с изменениями) (ссылка)

10. График выполнения работ обучающимися электронного банка заданий на платформе РЭШ на 1 четверть 2022-2023 учебный год (ссылка)

11. График  выполнения работ обучающимися электронного банка заданий для оценки функциональной грамотности на платформе  РЭШ   на 2 четверть  2022-2023 учебного года (ссылка)

12. График  выполнения работ обучающимися электронного банка заданий для оценки функциональной грамотности на платформе  РЭШ   на 3 четверть  2022-2023 учебного года (ссылка)

13. График  выполнения работ обучающимися электронного банка заданий для оценки функциональной грамотности на платформе  РЭШ   на 4 четверть  2022-2023 учебного года (ссылка)

14. 23 марта 2022 года в нашей школе состоялся семинар-практикум «Формирование функциональной грамотности школьников: проблемы и пути их решения» (ссылка)

15. Семинар по теме: «Формирование функциональной грамотности школьников средствами феномен-ориентированного подхода» 22.04.2022 (ссылка) (фотоотчет)

16.  26.04.2022 года   в нашей школе для студентов 4 курса физико-математического факультета ЯГПУ им.К.Д. Ушинского была организована Учебно-образовательная прогулка, в рамках которой были представлены современные педагогические  технологиии, способствующие формированию функциональной грамотности школьников. Теоретический аспект представили: директор школы Зыкова Ольга Викторовна ( технология формирующего оценивания), заместитель директора по УВР Голицина Лариса Александровна ( технология проблемного диалога, феномен-ориентированный подход), заместитель директора  по УВР Сухова Светлана Николаевна ( технология смыслового чтения, технология развития критического мышления). Учитель математики Андронова Анастасия Алексеевна провела открытые уроки, на которых продемонстрировала приемы технологии критического мышления. Для студентов очень важно посмотреть, как реализуется технология на уроках (фотоотчёт)

17. 28.04.2022 года состоялся практико-ориентированный семинар «Формирование функциональной грамотности  школьников средствами УМК по учебному предмету", на котором педагоги поделились опытом работы по  формированию функциональной грамотности школьников средствами УМК по учебным  предметам: английский язык, математика, история и обществознания, биология и начальной школы (фотоотчёт)

18. Средняя школа № 28 совместно с Федеральным центром научно-методического сопровождения педагогических работников «Центр трансфера образовательных технологий «Новая дидактика» ЯГПУ им. К.Д, Ушинского, провела региональный семинар-практикум в очном формате «Педагогические подходы к формированию функциональной грамотности школьников: феномен-ориентированное обучение» 08.05.2022.

Программа семинара включала в себя введение в проблематику семинара, презентацию опыта работы, демонстрацию уроков, занятий внеурочной деятельности. (ссылка) (фотоотчет)

В приветственном слове директор средней школы №28 О. В. Зыкова, рассказала о системе работы образовательной организации в рамках  регионального проекта «Комплекс мер по формированию функциональной грамотности школьников».

 Особое внимание участников семинара вызвало выступление О. В. Тихомировой, доцента кафедры педагогических технологий, руководителя тьюторского центра ФГБОУ ВО ЯГПУ им. К.Д. Ушинского по теме «Идея феноменологии в образовании: философия, природа феномена, принципы образовательной практики». (ссылка)

Л. А. Голицина, заместитель директора по УВР, продемонстрировала алгоритм работы над феноменом в начальной школе на примере феномена «Облако». (ссылка)

О. С. Осипчук, учитель начальной школы, рассказала о появлении у четвероклассников феномена –«Плесень». Данный феномен изучался на уроках окружающего мира, на  занятиях внеурочной деятельности «Земля наш дом». Ученики изучили условия возникновения и способы использования плесени на практике, познакомились с сыроварением, слушали ароматы сыров с плесенью, рассматривали ее в микроскоп, выращивали сами. (ссылка)

Практическая часть была представлена уроком русского языка в 3 классе по теме «Письмо или СМС?» (учитель начальной школы Юрлова И. Л.), математическим занятием в 5 классе «Изучение ленты Мебиуса. Феномен -Бесконечность»  (учитель математики Иванова О. М.) (ссылка)

19. 02.11.2022 Семинар: "Методические приемы, формы и методы  работы педагога, направленные на повышение образовательных результатов обучающихся" (ссылка) (фото)

20. Международная научно практическая конференция «Функциональная грамотность: новые дидактические решения и методические императивы» (1-2ноября 2022 года) (ссылка)

 http://tutorin.ru/международная-научно-практическая-к/  

В работе Секции №3  «Педагогические подходы к формированию функциональной грамотности»   Голицина Л.А., заместитель директора по УВР, представила опыт работы по нашей школы, ознакомиться с материалами можно по ссылке https://newyspu.ru/function-conf/ 

21. Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы внедрения и реализации обновленных ФГОС общего образования» (18.11.2022 года). 

В рамках работы круглого стола “Функциональная грамотность обучающихся как индикатор качества образования при реализации обновленных ФГОС” Голицина Л.А., заместитель директора по УВР, представила опыт работы педагогов начальной школы по теме «Формирование функциональной грамотности средствами феномено-ориентированного обучения».

Ознакомиться с программой конференции, выступлениями можно по ссылке https://kirovipk.ru/webinars/current-issues/ 

22. 1-2 декабря 2022 года в г. Ярославле состоялась межрегиональная научно-практическая конференция «Современное образование на пути от теории к практике: векторы развития». Ознакомиться с программой можно по ссылке:  http://80letiro.tilda.ws/mal-konf2022#rec514158547

       Конференцию проводил ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования при поддержке Департамента образования Ярославской области. Наш педагогический коллектив стал активными участниками. Заместитель директора Л.А. Голицина выступила по Тема: «Исследование феномена как средство формирования функциональной грамотности»    http://www.iro.yar.ru/fileadmin/iro/konf/2022/nov2022/MK2/S1-Golicina-LA.pdf

Педагоги начальной школы подготовили стендовые доклады

П.С.Щавелева Тема: «Формирование смыслового чтения первоклассников»

А.Р.Вьюгина Тема: «Формирование коммуникативной грамотности младших школьников»

И.Р.Лягаева. Тема: «Формирование функциональной грамотности на уроках математики»

23. 24 января 2023 года  на базе Средней школой №28 г. Ярославля, в сотрудничестве с ТьюторIn,  с ГЦРО г. Ярославля, ЦНППМ (ГАУ ДПО ЯО ИРО), ИОЦ г. Тутаева прошел региональный семинар «Развитие функциональной грамотности школьников средствами феномен-ориентированного обучения». Мероприятие собрало десятки участников, для которых педагоги провели учебные занятия по формированию функциональной грамотности школьников. Участники семинара в формате круглого стола обсудили подходы к формированию и развитию функциональной грамотности, подвели итоги регионального проекта.

Учебные занятия по формированию функциональной грамотности: 

  • «Формирование естественно научной грамотности, изучение феномена – соль», 3 класс, Панова Надежда Александровна, учитель начальных классов (ссылка)
  • «Феномен-соль», 8 класс Тюрина Людмила Валентиновна, учитель химии и биологии; (ссылка)
  • «Формирование глобальных компетенций, феномен – время», 8 класс Андронова Анастасия Алексеевна, учитель математики (ссылка)

Тема выступления «Организация взаимодействия «Педагог-педагог» в рамках реализации проекта «Формирование функциональной грамотности школьников средствами феномен-ориентированного подхода» Сухова Светлана Николаевна, заместитель директора по УВР (ссылка)

 Тема выступления «Формирование коммуникативной грамотности младших школьников. Эффективное управление эмоциями, поведением, взаимодействием с другими».  Вьюгина Анна Романовна, учитель начальных классов  (ссылка)

Информация  дополнительно http://tutorin.ru/development-of-functional-literacy-of-schoolchildren-by-means-of-phenomenon-oriented-learning/

Фотоотчет (ссылка)

24. 9 февраля 2023 г. в  школе состоялся межмуниципальный семинар "Современные образовательные технологии формирования читательской грамотности" , на котором  наши педагоги  Ершова В.П., Кузнецова У.Г., Сухова С.Н., Зарубина О.Ю., Юрлова И.Л., Курочкина З.А., Мамонова А.А., Щавелева П.С. поделились опытом работы и представили методы, приемы  и формы работы  по формированию читательской грамотности обучающихся (фотоотчёт)

25. 14. 03.2023 года в нашей школе состоялся  городской семинар  в рамках Панорамы педагогического опыта «Профессиональная готовность учителя к реализации требований обновленного ФГОС НОО»  на тему  «Возможности внеурочной деятельности при формировании функциональной грамотности младшего школьника». 

Заместитель директора Сухова С. Н.  поделилась опыт ом работы по  организации взаимодействия «Педагог-педагог» в рамках реализации проекта «Формирование функциональной грамотности школьников средствами феномен-ориентированного подхода.

Педагог  начальных классов Мамонова А.А.  рассказала о возможностях внеурочной  деятельности при формировании функциональной грамотности младшего школьника.

Учитель начальных классов Неганова О.В. представила опыт работы по внеурочной  деятельности в 1-м классе «Финансовая сказка».

Открытые занятия для педагогов  были проведены: во 2-м классе – «Развитие естественно-научной грамотности. Занимательные особенности яблока», занятие в рамках ВД «Мир вокруг меня», учитель Климов А.П., в 3-м классе – «Этот загадочный кальций», занятие в рамках ВД «Ученье с увлеченьем», учитель Лягаева И.Р.

 При подведении итогов  семинара у педагогов была возможность не только получить исчерпывающие ответы на интересующие вопросы, но и ссылки на дидактические  и методические материалы в рамках темы семинара (фотоотчёт)

26. 5 апреля 2023 года  на базе ГАУ ДПО ЯО «ИРО» состоялась  научно-практическая конференция с международным участием «Текст. Образование. Коммуникация: функциональная грамотность как основа развития российского образования», на которой  наш педагог, учитель начальных классов, заместитель директора по УВР  Голицина Лариса Александровна представила опыт работы по теме «Преемственность в обучении чтению первоклассников» (ссылка) (фото)

27. План мероприятий, направленных на ФФГ обучающихся в 2023-2024 учебном году (ссылка)

28. График выполнения работ обучающимися электронного банка заданий на платформе РЭШ на 1 четверть 2023-2024 учебный год (ссылка)

29. Об организации работы  по повышению функциональной  грамотности обучающихся  (ссылка)

30. О проведении диагностических работ по функциональной грамотности (ссылка)

31. График проведения диагностических работ (ссылка)

32. О направлении дополнительной информации по мероприятиям  функциональной грамотности (ссылка)

33. План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся в 2023-2024 учебном году (ссылка)

34. График  выполнения работ обучающимися   электронного банка заданий для оценки функциональной грамотности на платформе  РЭШ на 2 четверть  2023-2024 учебного года (ссылка)

35. 27.10.2023 в рамках Дискуссионной площадки «Педсовет76.РФ» учитель начальных классов  Климов А.П.  выступил по теме  «Основы формирования естественно-научной грамотности младших школьников, из опыта работы»; учитель химии Тюрина Л.В. выступила по теме "Формирование естественно-научной грамотности  школьников на уроках и во внеурочное время".

36. 6.12 2023 г. учитель начальных классов Лягаева И.Р.приняла участие во II международная научно-практическая конференция «Чтения Горецкого»,  организованной ГАУ ДПО ЯО ИРО  и выступила по теме «Актуальные практики формирования читательской и языковой грамотности младших школьников  в преемственности с дошкольным образованием».

37. С целью развития функциональной грамотности учеников платформа Учи.ру организует соревнование для учителей и учеников 1–8 классов «Функциональная лига», которое реализуется с 5 по 22 декабря 2023. 6 ДЕКАБРЯ В 16:00 состоится торжественное открытие проекта для учителей-участников и представителей администрации образовательных организаций города Ярославля. В формате вебинара эксперт платформы Учи.ру обозначит правила участия в соревновании и проведет мастер-класс по эффективному использованию платформы Учи.ру в качестве методического сопровождения к занятиям. Открытие состоится по ссылке: https://sferum.ru/?p=join_call_page&callId=LViZXxrUz-piUCtRB4ax_BDGsoudQKnbPDf3PbxwHqE  Соревнование «Функциональная лига» является частью комплекса мероприятий «Академия функциональной грамотности», который реализуется на протяжении I полугодия 2023/24 учебного года (ссылка)

38. 13 декабря в рамках проекта ФИП «Структурно-функциональная модель тьюторского сопровождения будущих и молодых педагогов в системе непрерывного профессионального образования» на базе нашей школы прошла образовательная прогулка для молодых педагогов школ города Ярославля и студентов ЯГПУ им. К.Д. Ушинского по теме "Современные педагогические технологии, способствующие формированию функциональной грамотности школьников и повышения качества образования", в котором приняли участие 37 молодых педагогов из 32 ОО города Ярославля (ссылка)

Организаторами мероприятия выступили муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Городской центр развития образования» и тьюторский центр непрерывного педагогического образования «ТьюторIn» ярославского педагогического университета им. К.Д. Ушинского, а также МОУ «Средняя школа № 28».
В рамках события Лаврентьева И.В., координатор МТК,  рассказала молодым педагогам о роли тьютора в формировании индивидуального образовательного маршрута педагога, познакомила с членами Муниципальной тьюторской команды школы Голициной Л.А. и Суховой С.Н., которые поделились опытом работы по данной теме. Педагогами школы были представлены уроки "Учебно-практические задачи на нахождение площади и периметра"(4 класс, учитель Лягаева И.Р.)  "НЕ с причастиями (7 класс, учитель Кузнецова У.Г.), и внеурочное занятие "Интересное вещество - мел"( 3 класс, учитель Климов А.П.).
В результате проведенного образовательного события молодые педагоги познакомились с различными технологиями, а также попробовали на практике некоторые элементы и приемы работы, которые помогут им в работе при формировании функциональной грамотности у обучающихся.
Члены муниципальной тьюторской команды ответили на вопросы молодых педагогов и пригласили присоединиться к нашему сообществу От тьюторанта к тьютору (фотоотчёт).

39. 22 декабря 2023 года наша школа   приняла участие во Всероссийском вебинаре Института стратегии развития образования "Формирование и оценка функциональной грамотности. Обмен опытом, представление педагогических практик", на котором ЯГПУ им. К.Д.Ушинского и школы-партнеры представили свои дидактические решения по функциональной грамотности.
  Начиная с двадцатого года в ходе регионального проекта все вместе мы искали педагогические стратегии формирования функциональной грамотности. И обнаружили, что, правильное и грамотное применение деятельностного и субъект-ориентированного подходов дает максимальный эффект. В применении этих подходов ключевым является деятельность учеников по решению интересных и личностно-значимых учебно-практических задач и формирующее оценивание. Способы фасилитации такой деятельности «выросли» из реальной практики. И на вебинаре Голицина Лариса Александровна (СШ №28 г. Ярославля) рассказала о своем опыте «Педагогическая стратегия формирования функциональной грамотности-феномен ориентированное обучение». Вебинар можно смотреть в записи https://vk.com/video-215962627_456239472

40. График  выполнения работ обучающимися   электронного банка заданий для оценки функциональной грамотности на платформе  РЭШ   на 3 четверть  2023-2024 учебного года (ссылка)

41. 19 февраля 2024г на региональном научно-методическом вебинаре «Формирование учащегося-читателя в современной начальной школе» педагоги нашей школы представили свой опыт работы по темам:

Лягаева И.Р. «Речевая практика для учащегося с особыми возможностями здоровья»

Юрлова И.Л. «Книжный натюрморт по сказкам К.И.Чуковского: читаем, изучаем, создаем» (ссылка)

42. 11 марта на базе МОУ СШ №28 г. Ярославля при участии кафедры теории и методики преподавания филологических дисциплин и кафедры методики естественно-математических дисциплин в начальной школе ЯГПУ прошел региональный научно-методический семинар, посвященный проблемам формирования функциональной грамотности младших школьников.

         Событие примечательно не только актуальностью рассматриваемого вопроса, но и тем, что выбранный формат объединил в поисках методически грамотных решений маститых практиков, которые охотно делились своим опытом, преподавателей вышей школы и их вчерашних студентов – сегодняшних молодых учителей, а также учителей будущих – сегодняшних студентов выпускного курса.  (Подробнее)

43. Учитель начальных классов Климов А.П. –  победитель межрегионального конкурса «Современный урок в начальной школе: лучшие практики формирования функциональной грамотности». Молодец! Поздравляем!!!

Поздравление победителей будет проходить  27 марта в рамках III Всероссийской научно-практической конференции «Современное начальное общее образование: традиции и инновации, проблемы и перспективы развития».
Конференция состоится 27–28 марта 2024 года в онлайн-режиме.
Начало работы конференции: с 10:00.
Все участники получают сертификаты.

Всем участникам конференции необходимо пройти регистрацию до 27 марта 2024 года (ссылка) (фото)

44. График  выполнения работ обучающимися   электронного банка заданий для оценки функциональной грамотности на платформе  РЭШ   на 4 четверть  2023-2024 учебного года (ссылка)

Нормативные документы по оценке по модели PISA

1.План-график проведения оценки по модели PISA в субъектах Российской Федерации в 2023 году(Подробнее)

2. Письмо ФГБУ "ФИОКО" от 5 сентября 2023 № 02-23/868 "О предоставлении информации для проведения оценки по модели PISA в 2023 году" (Подробнее)

3. Письмо ФГБУ "ФИОКО" от 1 сентября 2023 г. № 02-23/859 "О проведении вебинаров для региональных проектных команд оценки по модели PISA в 2023 году"(Подробнее)

4. Письмо ФГБУ "ФИОКО" от 18 августа 2023 г. № 02-23/818 "О проведении общероссийской и региональной оценки по модели PISA в 2023 году"(Подробнее)

5. Приказ Рособрнадзора и Минпросвещения России от 11 мая 2022 г. № 577/320 "О внесении изменений в Методологию и критерии оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся, утвержденные приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Министерства просвещения Российской Федерации от 6 мая 2019 г. № 590/219" )(Подробнее)

Методология и критерии оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся" (Утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации и приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 06.05.2019 № 590/219 (с изменениями от 24.12.2019 № 1718/716) )(Подробнее)

Региональные документы

1. Письмо Министерства образования Ярославской области от 5 сентября 2023 г. № 1261 "О подготовке к проведению общероссийской и региональной оценки по модели PISA в 2023 году" (Подробнее)

2. Приказ Министерства образования Ярославской области от 13 сентября 2023 г. № 193/01-04 "Об организации и проведении общероссийской и региональной оценки по модели PISA в 2023 году в Ярославской области" (Подробнее)

Инструктивно-справочные материалы

1. Оценка по модели PISA. Руководство по проведению исследования (Подробнее)

2. Памятка для педагога (Подробнее)

3. Памятка для ученика (Подробнее)

4. Памятка для родителей (Подробнее)

Контакты:

Школьный координатор, заместитель директора по УВР - Сухова Светлана Николаевна

Ответственный за организацию работы по формированию функциональной грамотности школьников заместитель директора по УВР - Сухова Светлана Николаевна

Телефон: (4852) 44-38-94