Федеральный уровень
Перечень поручений Правительству Российской Федерации по итогам заседания Государственного Совета Российской Федерации по вопросу повышения роли и престижа педагога и наставника, состоявшегося 27 декабря 2023 года
ПРОЕКТ профессионального стандарта «Наставник» (официальный разработчик ФГБОУ ВО «Государственный университет просвещения», от 19.09.2023)
Источник https://guppros.ru/ru/rubric/education/konkursy-minpros/nastavnik
Концепция развития наставничества в Российской Федерации (одобрена Решением президиума ФГБУ Российская академия образования от 29.06.2023)
Распоряжение Минпросвещения России от 25 декабря 2019 г. № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»
Региональный уровень
Приказ департамента образования Ярославской области от 29.07.2022 № 33-нп «Об утверждении Положения о системе наставничества педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования в Ярославской области»
Этический кодекс наставника в Российской Федерации (утвержден постановлением президиума ФГБУ Российская академия образования от 30.11.2023 года № 8/2)
Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях
(Приложение 1. Примерное положение о системе наставничества педагогических работников в образовательной организации,
Приложение 2. Примерная дорожная карта (план мероприятий) по реализации Положения о системе наставничества педагогических работников в образовательной организации)
Индивидуальная программа развития и система наставничества как инструменты наращивания профессиональных компетенций педагогов. Рекомендации для руководящих и педагогических работников общеобразовательных организаций / Н.В. Тарасова, И.П. Пастухова, С.Г. Чигрина; Научно-исследовательский центр социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС. – [Электронное издание] – М.: Перспектива, 2020. –108 с. – Электрон. данн. – Ссылка доступа: https://itdperspectiva.page.link/recschool
Организация наставничества в образовательной организации (чек-лист)
О форме наставничества «Учитель-учитель»
18.01.2022 Семинар «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы». Наставничество (ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России»)
«Наставничество молодого педагога в условиях образовательной организации»
Программа включена в Федеральный реестр дополнительных профессиональных программ педагогического образования (форма обучения очная).
Автор программы Сасарина Екатерина Евгеньевна, старший методист ЦНППМ
Дата размещения в реестре 12.01.2022 г.
Ладилова Н.А., Мишина И.А. Наставничество в России: от истоков к современности. – М.: ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России», 2023. – 223 с.
Монография посвящена проблеме эволюции форм наставничества в России, обусловленной особенностями различных исторических периодов; анализу преемственности исторических форм наставничества в различные культурно-исторические эпохи, их влиянию на современные формы наставничества. Особое внимание в монографии уделено педагогическому наставничеству.
Монография адресована руководителям и педагогам общеобразовательных организаций, преподавателям и студентам педагогических вузов, специалистам учреждений системы дополнительного профессионального педагогического образования.
Наставничество в школе. Педагогические перспективные способы совершенствования культуры наставнической деятельности участников образовательных отношений : сборник ситуационных задач для слушателей курсов профессиональной переподготовки / Д. Ф. Ильясов, В. В. Кудинов, Е. А. Селиванова [и др.]. – Челябинск : ЧИППКРО, 2021. – 100 с.
Региональный уровень
Постановление правительства Ярославской области от 16.10.2020 № 817-п «О реализации в 2021 году мероприятия по созданию центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в рамках федерального проекта «Учитель будущего» и признании утратившим силу постановления Правительства области от 03.07.2019 № 476-п» (источник https://docs.cntd.ru/document/570961851)
Приказ департамента образования Ярославской области от 01.03.2021 № 63/0103 «О Центре непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников на территории Ярославской области»
Приказ департамента образования Ярославской области от 24.05.2021 № 184/0103 «О создании центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников»
Приказ департамента образования Ярославской области от 14.07.2021 № 176/01-04 «Об утверждении Положения о региональной системе научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в Ярославской области»
Приказ департамента образования Ярославской области от 15.09.2021 № 281/01-04 «О назначении ответственных за контроль паспорта ДППО и работу в цифровой экосистеме ДПО»
Положение о Центре непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (утверждено и.о. ректора ГАУ ДПО ЯО ИРО 21.06.2021)
Приказ департамента образования Ярославской области от 15.04.2022 № 92/01-04 «О признании утратившим силу приказа департамента образования Ярославской области от 14.07.2021 № 176/01-04»
Приказ департамента образования Ярославской области от 04.04.2022 № 10-нп «Об утверждении Положения о региональной системе научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров»
Приказ ГАУ ДПО ЯО ИРО № 01-03/112 от 05.07.2022 «Об утверждении Положения о профессиональном сообществе педагогических работников и руководителей центров образования «Точка роста» Ярославской области #ЯТочкароста»
Приказ департамента образования Ярославской области от 29.07.2022 № 33-нп «Об утверждении Положения о системе наставничества педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования в Ярославской области»
Приказ министерства образования Ярославской области от 29.11.2023 № 550/01-03 «Об утверждении Положения о формировании и деятельности регионального методического актива в системе образования Ярославской области»
Локальные акты школы
1. Положение о системе наставничества педагогических работников муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 28» (ссылка)
Методические материалы
Этический кодекс наставника в Российской Федерации (утвержден постановлением президиума ФГБУ Российская академия образования от 30.11.2023 года № 8/2)
Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях
(Приложение 1. Примерное положение о системе наставничества педагогических работников в образовательной организации,
Приложение 2. Примерная дорожная карта (план мероприятий) по реализации Положения о системе наставничества педагогических работников в образовательной организации)
Индивидуальная программа развития и система наставничества как инструменты наращивания профессиональных компетенций педагогов. Рекомендации для руководящих и педагогических работников общеобразовательных организаций / Н.В. Тарасова, И.П. Пастухова, С.Г. Чигрина; Научно-исследовательский центр социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС. – [Электронное издание] – М.: Перспектива, 2020. –108 с. – Электрон. данн. – Ссылка доступа: https://itdperspectiva.page.link/recschool
Организация наставничества в образовательной организации (чек-лист)
О форме наставничества «Учитель-учитель»
18.01.2022 Семинар «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы». Наставничество (ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России»)
Дополнительные профессиональные программы повышения квалификации:
«Наставничество молодого педагога в условиях образовательной организации»
Программа включена в Федеральный реестр дополнительных профессиональных программ педагогического образования (форма обучения очная).
Автор программы Сасарина Екатерина Евгеньевна, старший методист ЦНППМ
Дата размещения в реестре 12.01.2022 г.
Публикации по вопросу наставничества:
Ладилова Н.А., Мишина И.А. Наставничество в России: от истоков к современности. – М.: ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России», 2023. – 223 с.
Монография посвящена проблеме эволюции форм наставничества в России, обусловленной особенностями различных исторических периодов; анализу преемственности исторических форм наставничества в различные культурно-исторические эпохи, их влиянию на современные формы наставничества. Особое внимание в монографии уделено педагогическому наставничеству.
Монография адресована руководителям и педагогам общеобразовательных организаций, преподавателям и студентам педагогических вузов, специалистам учреждений системы дополнительного профессионального педагогического образования.
Наставничество в школе. Педагогические перспективные способы совершенствования культуры наставнической деятельности участников образовательных отношений : сборник ситуационных задач для слушателей курсов профессиональной переподготовки / Д. Ф. Ильясов, В. В. Кудинов, Е. А. Селиванова [и др.]. – Челябинск : ЧИППКРО, 2021. – 100 с.
Деятельность школы
В образовательной организации реализуется: традиционное, групповое, комплексное, ситуационное наставничество. Приказ директора № 01/10-225 от 02.09.2024 "О закреплении пар"
Заместитель директора по УВР: Голицина Л.А. прошла обучение по программе КПК «Тьюторское сопровождение профессионального развития педагога» с 03.07.2023- 23.08.2023г.
Заместитель директора по УВР: Сухова С.Н. прошла обучение а.) по программе КПК "Тьюторское сопровождение профессионального развития педагога" с 13.12.2021 по 24.12.2021; б.) по программе КПК «Методические и содержательные аспекты работы педагога – наставника» с 12.04.2023-31.05.2023г.
Учитель начальных классов: Климов А.П. прошёл обучение по программе "КПК Тьюторское сопровождение профессионального развития педагога" с 13.12.2021 по 24.12.2021.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 28» – соисполнитель Федеральной инновационной площадки «Структурно-функциональная модель тьюторского сопровождения будущих и молодых педагогов в системе непрерывного профессионального образования», рекомендованной Министерством науки и высшего образования ФГБОУ ВО ЯГПУ им. К.Д. Ушинского на период 2023-2027 гг. (Протокол заседания Координационного органа №ДА 4698-пр от 14 декабря 2022 г.) и на основании Соглашения о сотрудничестве между федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского» и МОУ «ГЦРО».
- Соглашение о сотрудничестве между федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского» и муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Городской центр развития образования» (ссылка)
- Приказ № 01-08/28 от 07.04.2023 "Об организации работы муниципальной тьюторской команды (МТК)" (ссылка)
-
Дорожная карта (план мероприятий). Муниципальной тьюторской команды города Ярославля (МТК) в рамках реализации проекта федеральной инновационной площадки «Структурно – функциональная модель тьюторского сопровождения будущих и молодых педагогов в системе непрерывного профессионального образования» 2023-2024 учебный год (ссылка)
-
ГЦРО МТК (ссылка)
-
Консультации для педагогов начальных классов города на странице «Методическое объединение учителей НК Ярославля» (ссылка)
-
22 ноября 2023 года в 14.00 на базе ЯГПУ им. К.Д. Ушинского состоялось Профессиональное Со-бытие для молодых педагогов МСО города Ярославля «Вход в самостоятельную профессиональную деятельность: настоящее и будущее», которое проводилось в рамках проекта ФИП «Структурно-функциональная модель тьюторского сопровождения будущих и молодых педагогов в системе непрерывного профессионального образования», в котором приняли участие 56 молодых педагогов из 21 ОО города Ярославля.
Организаторы мероприятия:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Городской центр развития образования»
Тьюторский центр непрерывного педагогического образования «ТьюторIn» ЯРОСЛАВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. К.Д. УШИНСКОГО
Цель мероприятия: дать возможность молодому специалисту увидеть свое образовательное пространство и начать эффективно использовать весь потенциал открытого образования для построения своей собственной индивидуальной образовательной программы.
В рамках данного события Муниципальная тьюторская команда помогла молодым педагогам поразмышлять о собственных ресурсах, на которые можно опереться в решении профессиональных трудностей, своем будущем, индивидуальном маршруте саморазвития. А молодые педагоги школ города - Анна Клубова (СШ №87) и Анастасия Мамонтова (СШ № 28) представили очень интересные кейсы из своих первых двух месяцев жизни в профессии учителя.
Самый главный вывод, который хочется сделать это то, что в нашем городе чудесные молодые педагоги - активные, неравнодушные и заинтересованные в своем развитии!
Команда тьюторов нашей школы, в составе Голициной Л. А, Суховой С. Н, Климова А. П., помогли молодым педагогам составить личностно ресурсную карту профессионального роста педагога (фотоотчёт) -
3 декабря 2023 в рамках проекта ФИП «Структурно-функциональная модель тьюторского сопровождения будущих и молодых педагогов в системе непрерывного профессионального образования» на базе нашей школы прошла образовательная прогулка для молодых педагогов школ города Ярославля и студентов ЯГПУ им. К.Д. Ушинского по теме "Современные педагогические технологии, способствующие формированию функциональной грамотности школьников и повышения качества образования", в котором приняли участие 37 молодых педагогов из 32 ОО города Ярославля (ссылка)
Организаторами мероприятия выступили муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Городской центр развития образования» и тьюторский центр непрерывного педагогического образования «ТьюторIn» ярославского педагогического университета им. К.Д. Ушинского, а также МОУ «Средняя школа № 28».
В рамках события Лаврентьева И.В., координатор МТК, рассказала молодым педагогам о роли тьютора в формировании индивидуального образовательного маршрута педагога, познакомила с членами Муниципальной тьюторской команды школы Голициной Л.А. и Суховой С.Н., которые поделились опытом работы по данной теме. Педагогами школы были представлены уроки "Учебно-практические задачи на нахождение площади и периметра"(4 класс, учитель Лягаева И.Р.) "НЕ с причастиями (7 класс, учитель Кузнецова У.Г.), и внеурочное занятие "Интересное вещество - мел"( 3 класс, учитель Климов А.П.).
В результате проведенного образовательного события молодые педагоги познакомились с различными технологиями, а также попробовали на практике некоторые элементы и приемы работы, которые помогут им в работе при формировании функциональной грамотности у обучающихся.
Члены муниципальной тьюторской команды ответили на вопросы молодых педагогов и пригласили присоединиться к нашему сообществу От тьюторанта к тьютору (фотоотчёт). -
ТЬЮТОРСКАЯ НЕКОНФЕРЕНЦИЯ «СОПРОВОЖДЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРАКТИК В ОБРАЗОВАНИИ», 28-29 ФЕВРАЛЯ 2024 Г. (ЯГПУ ИМ. К.Д. УШИНСКОГО)
28 февраля 2024 года на базе Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского в рамках деятельности федеральной инновационной площадки "Структурно-функциональная модель тьюторского сопровождения будущих и молодых педагогов в системе непрерывного профессионального образования" на межрегиональном научно-методическом событии «Тьюторская НЕконференция «Сопровождение исследовательских практик в образовании» для молодых педагогов МСО города Ярославля членами муниципальной тьюторской команды МСО города Ярославля были проведены Тьюторские мастерские "Помочь открыть себя и в себе …":
«Построение стратегии личностно-профессионального развития», спикеры:
Лаврентьева Ирина Витальевна, заместитель директора МОУ "ГЦРО», Сидорова Наталья Владимировна, методист МОУ «ГЦРО», заместитель директора МОУ «Средняя школа № 49», Ковылина Анна Алексеевна, учитель истории МОУ «Средняя школа № 49;«Изучение феномена как средства формирования исследовательских навыков», спикеры:
Голицина Лариса Александровна, Сухова Светлана Николаевна, заместители директора по УВР «Средняя школа 28», Климов Антон Павлович, учитель начальных классов МОУ «Средняя школа № 28».Вышеуказанные спикеры и молодые педагоги нашей школы приняли участие в разных линейках ивентов, на которых открыли для себя новые методы и формы практической деятельности, способствующие профессиональному росту и развитию педагогов (фотоотчет)
8. 26 марта 2024 года на базе нашей школы в рамках проекта ФИП «Структурно-функциональная модель тьюторского сопровождения будущих и молодых педагогов в системе непрерывного профессионального образования» состоялся семинар для молодых педагогов города на тему «Роль классного руководителя в воспитательно-образовательной среде школы». Молодые специалисты не только познакомились с системой воспитательной работы школы, но и посмотрели, как реализуются на практике мероприятия, направленные на воспитание подрастающего поколения. Учитель начальных классов Зайцева Т.В. провела игру по функциональной грамотности для учеников 2-го класса «Траектория «Ф». Педагог-психолог Рожкова К.А. и учитель математики Хрусталева А.С. совместно разработали и провели профориентационный квест для учеников 8-х классов «По следам классного руководителя». По завершении семинара были подведены итоги, молодые специалисты получили ответы на интересующие вопросы, а также материал представленных мероприятий (ссылка) (фотоотчёт)
18-19 апреля 2024 года в г. Ярославле состоялся международный форум «Евразийский образовательный диалог». Общая тема форума: «Эффективные модели и практики воспитательной и просветительской деятельности».
Наши тьюторы: Голицина Л.А., Климов А.П., Сухова С.Н. приняли участие в пленарном заседании Конференции, где были представлены
актуальные направления научно-педагогических исследований в сфере воспитательной и просветительской деятельности 18.04.2024 г, 19.04.2024 – в заседании Секции 3. Наставничество: традиция и культурный феномен российского образования Конференции 3. Просветительская деятельность как инструмент формирования традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
9. В рамках деятельности федеральной инновационной площадки «Структурно-функциональная модель тьюторского сопровождения будущих и молодых педагогов в системе непрерывного профессионального образования» наши тьюторы: заместители директора по УВР Голицина Л.А., Сухова С.Н. 15-16 мая приняли участие в областном Образовательном Со-бытии "От тьюторанта к тьютору: межпоколенная передача", на котором проектировали и реализовали тьюторилы, а также молодые педагоги, тьюторанты: учителя английского языка Рожкова Ю.А., Романова В.А., которые разработали и провели профориентационное занятие «По следам классного руководителя» для учеников старших классов 15 мая (фотоотчет)
10. 28 октября в 14.00 на базе ЯГПУ им. К.Д. Ушинского в рамках проекта ФИП «Структурно-функциональная модель тьюторского сопровождения будущих и молодых педагогов в системе непрерывного профессионального образования», для молодых педагогов МСО города Ярославля членами Муниципальной тьюторской команды было реализовано на практике образовательное Со-бытие в форме группового тьюториала «Первый год работы в школе». 32 молодых педагога из Ярославля и Тутаева стали участниками профессионально-образовательного СО-бытия "Я в профессии: мои интересы". Участники прошли четыре станции: «Мечты», «Ценности», «Выбор», «Ресурсы».
Наши тьюторы: учитель начальных классов Климов А.П и заместитель директора по УВР Сухова С.Н. организовали деятельность молодых педагогов при проведении тьюториала на станциях «Мечты» и «Выбор».
СТАНЦИЯ «Мечты»
На этой станции наши молодые коллеги работали со своими мечтами, приумножали их в 1000 раз. Для некоторых новоиспечённых педагогов некоторые их мечты стали открытием самого себя.СТАНЦИЯ «Ценности»
Что же для нас ценно? И как понять, что для нас имеет большую ценность? На этой станции педагоги ранжировали для себя ценности. Это отличное упражнение для того, чтобы самому понять, что же для нас ценно в первую очередь.СТАНЦИЯ «Выбор»
Как же тяжело порой даётся выбор... А всегда ли мы его делаем правильно? Как мы делаем выбор? А что делать, если наш выбор нам не нравится?
На все эти вопросы постарались ответить наши тьюторанты.СТАНЦИЯ «Ресурсы»
Когда мечта есть, выбор сделан, чего же не хватает? Разумеется, ресурсов. Ресурсов внутренних, личных, ресурсных людей, ресурсных мест, ресурсных занятий. Что может стать для нас ресурсом? Все ли наши ресурсы нам очевидны? На эти вопросы педагоги смогли ответить благодаря индивидуальной и групповой работе.Итоги…
Каковы же наши результаты?
Тьюторская команда - 7 человек.
Время - 2 часа продуктивной работы.
Эмоции наши: волнение, радость за тьюторантов и себя, для нас это тоже вызов!
Что-то удалось, что-то нет... Но, кто не совершает ошибок, - тот, кто ничего не делает. А вообще, мы собой гордимся!От наших участников получили слова благодарности и много положительных отзывов:
"...посмотрела на жизнь под разными ракурсами...'
"...дали возможность задуматься над многими аспектами жизни..." (видео) (фотоотчет)11. 19 ноября 2024 года состоялась вторая встреча по программе «Траектория успеха» тьюторов МТК города Ярославля и молодых педагогов! Образовательное со- бытие «Путешествие по времени» началось с приветствия Тихомировой Ольги Вячеславовны, руководителя тьюторского центра непрерывного педагогического образования ТьюторIn.
Важную, нужную и необходимую информацию довел до молодых педагогов Репин Ярослав Валерьевич. Он презентовал и "подарил" молодым педагогам целый электронный портфель. Это удобный информационный ресурс, который раскрывает актуальную информацию в сфере образования.
И.Л. Лаврентьева Ирина Витальевна, заместитель директора МОУ «ГЦРО» дала важную установку на работу и настроила тьюторантов на получение личных инсайтов. Создать свой личный таймлайн будущего было сложно, но оказалось, возможно! В этом отлично помогли тьюторские техники, которые продемонстрировала Виноградова Ольга Юрьевна, заместитель директора по УВР средней школы №60 и Климов Антон Павлович, учитель начальных классов средней школы №28, который сопроводил молодых педагогов в свое профессиональное будущее, где каждый увидел себя, свою работу, свой статус! Результатом нашей встречи стали отзывы молодых педагогов, наших замечательных тьюторантов!
- В чем прогресс?
✔смогла представить будущее, хотя раньше не задумывалась
✔знаю, что хочу
✔в настоящем важно задуматься о будущем и не терять те возможности, которые появляются в настоящий момент
✔активно задумываюсь о своем профессиональном будущем
✔я увидела свои силы на будущее
✔не побоялась заглянуть в будущее ✔сделала выводы о процессе достижения своей цели
✔составила образ будущего, получила представление о том, какой я себя могу видеть
✔увидела и самостоятельно нашла решение и ответы на свои вопросы о своем будущем
Это ли не чудо!?
Ждем с нетерпением следующей встречи!!!
12. 28 ноября 2024 года муниципальная тьюторская команда МСО города Ярославля приняла участие в межрегиональной научно – практической конференции "Современное образовательное пространство: вызовы, решения, перспективы" , которая проводилась на базе Института развития образования. На секции, посвященной теме наставничества, был представлен опыт работы «Инновационные формы сопровождения молодых педагогов".
Руководитель муниципальной тьюторской команды, заместитель директора МОУ «ГЦРО», Лаврентьева И.В., рассказала о системе работы и представила модель тьюторского сопровождения молодых педагогов в МСО города Ярославля, которая осуществляется в рамках реализации проекта ФИП «Структурно-функциональная модель тьюторского сопровождения молодых педагогов в период профессиональной адаптации».Тьютор , заместитель директора МОУ «Средняя школа № 60», Виноградова О. Ю. поделилась опытом проведения индивидуальных и групповых тьюториалов.
Тьютор, учитель МОУ «Средняя школа № 28», Климов А. П. продемонстрировал упражнение " Весы решения " из " тьюторского портфеля ". Все участники мероприятия, а это представители образовательных организаций и методических служб ЯО, Костромы и Смоленска, с огромным интересом приняли участие в интерактиве по правильному выбору решения. Встреча оказалась полезной, насыщенной, тёплой и вдохновляющей на дальнейшее развитие!
Благодарим организаторов мероприятия и надеемся на дальнейшее сотрудничество!
Публикации по вопросу наставничества:
Ладилова Н.А., Мишина И.А. Наставничество в России: от истоков к современности. – М.: ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России», 2023. – 223 с.
Монография посвящена проблеме эволюции форм наставничества в России, обусловленной особенностями различных исторических периодов; анализу преемственности исторических форм наставничества в различные культурно-исторические эпохи, их влиянию на современные формы наставничества. Особое внимание в монографии уделено педагогическому наставничеству.
Монография адресована руководителям и педагогам общеобразовательных организаций, преподавателям и студентам педагогических вузов, специалистам учреждений системы дополнительного профессионального педагогического образования.
Наставничество в школе. Педагогические перспективные способы совершенствования культуры наставнической деятельности участников образовательных отношений : сборник ситуационных задач для слушателей курсов профессиональной переподготовки / Д. Ф. Ильясов, В. В. Кудинов, Е. А. Селиванова [и др.]. – Челябинск : ЧИППКРО, 2021. – 100 с.